Ответ Сергея Вертьянова на публикацию Галины Муравник «Познавательный тупик»

Ответ Сергея Вертьянова
на публикацию Галины Муравник
«Познавательный тупик»
 
Справедливости ради сообщаю следующее (по ходу статьи):
1. Почему физик пишет учебник по биологии? Я закончил факультет молекулярной и химической физики МФТИ, мои сокурсники занимаются молекулярной генетикой, биохимией, биофизикой, молекулярной эволюцией. Более масштабный пример из истории науки: когда Ф.Крик установил молекулярную структуру ДНК, то никто не возмущался, что он физик, просто дали нобелевскую премию. Прекрасное математическое образование позволило Грегору Менделю, работавшему в свое время с Доплером, провести исследования, результаты которых лежат в основе современной генетики.
2. Касательно Отдела религиозного образования. Бумага Отдела, свидетельствующая о том, что учебник при небольшой доработке «вполне заслуживает грифа «Рекомендован», имеется.
3. Из зернышка вырастает колос. Текст: «…у кошек рождаются котята, деление амеб порождает амеб, из зернышка вырастает колос». Сторонникам чрезмерной биологичности остается только предложить пожать верхнюю конечность.
4. Собственное ядро. В контексте речь о яйцеклетке, из нее действительно удаляется собственное ядро и помещается чужое.
5. О сцеплении с полом. Если автор подзабыл терминологию генетиков, ему следовало бы освежить свои знания, например, открыв школьный учебник Беляева. В параграфе «Генетика пола» есть подраздел «Наследование, сцепленное с полом».
6. Капуста брокколи. Это подраздел «генная инженерия». В систематике виноград и брокколи хоть и не родственники, но в данном случае их можно назвать родственниками, ведь ген могли взять и от рыбы. Хотя я не настаиваю и готов при переиздании внести изменения.
7. 99% и 3%. В тексте «около 99%» и «около 3%».
8. 170 кг АТФ. Следовало бы критику полистать какой-нибудь учебник по метаболизму. Отдавая энергию, АТФ переходит в АДФ. Синтез присоединяет фосфат с обратным переходом АДФ в АТФ. В этом смысле для «оборота» 170 кг в сутки хватило бы и одной молекулы (даже не 50 г), но ей нужно было бы очень часто фосфорилироваться.
9. Одногорбовый, двугорбовый. Замечание принято, мы заметили эту ошибку сразу после выхода учебника. Кстати, наш уважаемый критик и сам ошибается: пишет в статье то реценция, то резенция.
10. Кроты, грызуны. Замечание принято, следовало писать через запятую.
11. § 33-36 плагиат. Это в основном работы Вавилова и Мичурина, они многие десятки лет входят в школьную программу, это уже классика. Материал не списан, он просто тот же самый.
12. Слова А.С.Северцова об экзаменах. Его коллега, другой профессор, зам. декана биофака МГУ, председатель жюри заключительного тура олимпиад по биологии А.М.Рубцов пишет: «учебник полностью соответствует программе по биологии для поступающих в ВУЗы, в частности в МГУ, поэтому его можно рекомендовать абитуриентам. Среди имеющихся учебников по общей биологии учебник С.Ю.Вертьянова является, с моей точки зрения, одним из самых удачных».
13. Благословение Святейшего. Учебник издан и реализуется Лаврой, убедиться в наличии благословения легко: достаточно позвонить в издательский отдел Лавры (телефон в учебнике указан).
14. С М.Г.Заречной мы делали в 2003 г. очерк «Происхождение жизни», в 2005 г. – учебник. В обоих случаях она под псевдонимом. Почему критик позволяет себе делать домыслы?
15. С П.В.Волковым при работе над материалом у нас были доброжелательные взаимоотношения, и до сих пор он никак не заявил нам о своем несогласии, не указал на ошибки. Его помощь была весьма конструктивной. Правда, наши выводы несколько различны, так П.Волков полагает, что эректусы – это ашель, мы же придерживались классической антропологии (например, учебник Хрисанфовой, МГУ), в соответствии с которой ашельская культура создавалась эректусами.
16. Вальшин-Вертьянов (фамилия-псевдоним). В любой газете вам предложат написать «рыбу», никто не будет перечитывать весь учебник. Далее они сверяют, добавляют, убавляют, и в итоге делают уже свою статью. Фамилию под ней поставят вашу.
17. Гриф министерства мы действительно не получили, но рецензия была очень благожелательной, есть в ней и такие слова: «Необходимо подчеркнуть, что учебник богат фактическим материалом, но не перегружен им, достижения современной науки в нем изложены ясно, с множеством примеров, книга хорошо иллюстрирована, легко читается, что, безусловно, облегчает понимание и запоминание материала». Подпись: председатель подкомиссии по биологии Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания учебной литературы член.-корр. РАН В.А.Ткачук.
18. О Шестодневе и эволюции. Рефренов, как и заклинаний, в учебнике, конечно же, нет. Выводы строятся на основе конкретных научных фактов. При диком засилье дарвинистских штампов невозможно их не замечать и адекватно не реагировать. Когда их поубавится, подача материала может стать менее полемичной. Наша задача – дать объективную информацию о состоянии науки, показать все точки зрения. Эволюционная картина мира, репродуцированная в школьных учебниках, слишком недостоверна, чтобы предлагать ее нашим детям как «единственно научное мировоззрение», воспитывая в них трудолюбие на примере обезьян. Наши дети достойны лучших образцов для подражания, они должны знать о своем божественном происхождении и предназначении, о первых днях сотворения мира. Шестоднев описывает как раз эти интереснейшие события, о которых не только дети, но порой и родители имеют смутное представление. Открывается великолепная картина мира поистине достойная созерцания, проникновения и всестороннего научного, поэтического и художественного творчества. Буквальное прочтение необходимо: иначе как понять, что написано, о чем рассуждать, на чем строить фундамент мировоззрения. В любом случае из дебрей материализма в тонкую символику не впрыгнуть, да и святые отцы таких кульбитов не советуют: навернувшихся на этом предостаточно. Пусть дети просто прочтут хотя бы начало Священного Писания в 10–11 классе, они сами решат, буквально это понимать или иным способом. У них есть родители, педагоги, духовники и собственный разум, они понимают все не хуже нас с вами. Цитаты святых отцов в учебнике даны полные, они идут отдельным приложением, так что всякое манипулирование исключено.
Вопросы эволюции и сотворения сегодня волнуют многих ученых, вице-президент РАН В.Е.Фортов пишет: «Факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение казалось бы незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое начисление геологических эпох… последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии».
В заключение хочется сказать, что мне больше нравится, когда люди занимаются собственным созидательным трудом, поэтому я весьма неохотно отвечаю на подобную неконструктивную критику. Все эти вопросы вполне можно было снять в личной переписке.
С уважением, С.Вертьянов.
 

Назад к списку