Выпуск №3. 2007 г. Православное осмысление творения мiра.

Приветствие иеромонаха Дамаскина
(из монастыря преподобного Германа Аляскинского в Платине, США)
участникам конференции «Православное осмысление творения мiра»
на XV Международных Рождественских образовательных чтениях

Преосвященные Владыки,
дорогие отцы, братья и сестры!

Тепло приветствую всех участников конференции «Православное осмысление творения мiра» на XV Международных Рождественских образовательных чтениях. Я храню вдохновенные воспоминания о двух прошедших конференциях, в которых участвовал и сожалею, что не могу быть с Вами и в этом году, но надеюсь, Господу содействующу, принять участие в конференции на следующий год.

Эти конференции чрезвычайно важны в наши дни, когда современный секулярный образ мыслей – рожденный в безверии, проистекающем из отступления западной цивилизации от Православного Христианства, – пытается подорвать самые основы Православной Веры. Защищая и поддерживая святоотеческое учение о сотворении, докладчики не просто укрепляют верующих в каком-то изолированном аспекте нашей Веры. Дело в том, что богословие Церкви есть неделимая целостность. Православное учение о сотворении, о первозданном мiре, о первых мужчине и женщине, об их грехопадении и о последствиях этого грехопадения неразрывно связано с православным учением о природе человека, о нашем спасении через смерть и Воскресение Иисуса Христа и о будущем веке после всеобщего воскресения. У нас не может быть ясного и православного понимания последнего без ясного и православного понимания первого. Именно поэтому тема конференции «Православное осмысление творения мiра» столь актуальна в наше время.

Сейчас я работаю над вторым изданием книги отца Серафима (Роуза) «Бытие, соворение и первые люди», которое будет включать много новых материалов – как богословских, так и научных. Я пишу дополнение о первоначальной неповрежденности человека и вселенной, а так же Заключение «Спасение в свете Творения», которое основано на моем выступлении на Рождественских чтениях 2005 года. В работе над Заключением приняли участие российский ученый Александр Лаломов в качестве геолога, а так же зоолог и молекулярный биолог (оба русские православные) из Соединенных Штатов и Канады как специалисты в своих областях. Я прошу Ваших молитв о нашем Братстве прп. Германа Аляскинского, осуществляющем подготовку этой новой редакции книги во славу Бога Творца нашего и в назидание верующим.

Мы же, в свою очередь, молимся о Вас, собравшихся для проведения этой важной конференции. Мы высоко ценим труды «ШЕСТОДНЕВа» и вместе с ним тех, кто представляет свои доклады на конференцию, и видим в них продолжение работы отца Серафима (Роуза). Здесь в Америке нас чрезвычайно укрепляет сознание того, что наши православные братья и сестры в России имеют с нами един ум и един дух в желании сохранить нашу драгоценную Православную веру цельной и неповрежденной, не уклонившейся в компромиссы и незамутненной. Мы желаем Вам ещё одной успешной и духовно плодотворной конференции.

Ваш во Христе,
недостойный иеромонах Дамаскин
монастырь прп. Германа Аляскинского
Платина, Калифорния, США




Отчет о работе секции

«Православное осмысление творения мiра»

на XV Международных Рождественских Образовательных Чтениях (2007 г.)

Очередной раз на Рождественских Чтениях в МИИТе проводилась секция «Православное осмысление творения мiра». Сопредседателями ее были архиепископы Тобольский и Тюменский Димитрий и Орехово-Зуевский Алексий; руководителем – священник Константин Буфеев, академик Международной Академии Наук (МАН).

К началу работы конференции был опубликован Сборник «Православное осмысление творения мiра» (Вып. 3), в который вошли тексты всех докладов. Это стало уже доброй традицией.

Конференция проходила в духе соответствия со словами Святейшего Патриарха Алексия II, сказанными на открытии XV Международных Рождественских Образовательных Чтений: «Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождения Вселенной, появление человека. И никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, – только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим».

Конструктивный настрой работе секции дали также слова Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, который на открытии Чтений сказал: «При всем понимании светского характера нашего государства, нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный. Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад. Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно естественных дисциплинах».

В работе секции приняли участие:

- 3 академика/член. корреспондента;

- 5 докторов наук/профессоров;

- 15 кандидатов наук (из них – 2 кандидата богословия);

- 5 докладов было представлено священнослужителями.

В первый день (31 января) на заседании секции присутствовало 107 человек. Из них:

- 3 академика/член. корреспондента;

- 5 докторов наук/профессоров;

- 10 кандидатов наук;

- 15 представителей духовенства и монашества.

Во второй день (1 февраля) на заседании секции присутствовало 83 человек. Из них:

- 2 академика/член. корреспондента;

- 3 доктора наук/профессора;

- 11 кандидатов наук (из них – 2 кандидата богословия);

- 10 представителей духовенства и монашества.

Тематика конференции находится на стыке богословия и науки.

Единодушная позиция всех докладчиков заключается в исповедании православного представления о творении, основанного на Священном Писании в соответствии с учением Святых Отцов. В прозвучавших докладах было отмечено, что среди учителей Церкви нет ни одного, кто бы явным образом исповедовал эволюционную картину происхождения мiра.

В докладах было показано, что «православный эволюционизм» является одним из новых и чуждых церковной традиции мнений; представлены суждения свт. Василия Великого, свт. Феофана Затворника и других Отцов Церкви по данному вопросу.

На секции отмечалось, что порой встречаются публикации священнослужителей и богословов, допускающих мнения, которые противоречат учению Церкви о творении мiра и человека. Было высказано пожелание – подобные печатные труды, вызывающие смущение у верующих, передавать в Синодальную Богословскую Комиссию для установления их соответствия догматическому вероучению Православной Церкви. С этим предложением инициативная группа слушателей обратилась к представителям Секции.

На Секции выступили ученые, чьи результаты опровергают эволюционную гипотезу. В Сборник вошли статьи докладчиков из России, а также из Грузии, Америки, Канады и Италии. Следует отметить высокий научный и богословский уровень докладов. Были представлены и проанализированы последние научные достижения и результаты по космологии, биохимии, микробиологии, генетике, геологии, палеонтологии. Это подтвердило относительность научных гипотез о «Большом взрыве», эволюции биологических видов и др. и утвердило слушателей в истине православного осмысления творения мiра.

Конференция выявила необходимость учета достижения креационной науки и традиционного православного отношения к вопросам творения мiра в сфере образования и просвещения. Повсеместное господство эволюционной идеологии в научной и образовательной сферах является существенным препятствием для утверждения христианского мiровоззрения в России и формирования религиозных взглядов на творение мiра у детей.

Было отмечено также, что до сих пор все (в том числе и православные) учебные заведения включают в свою программу, согласно требованиям Министерства Образования, обоснование «теории эволюции», несовместимой с церковным догматическим вероучением. Были сделаны конкретные предложения по использованию в церковных и светских школах учебников, написанных с позиции православного мiровоззрения.

Было отмечено, что высокий, но нераскрытый просветительский потенциал имеют музеи (в том числе палеонтологический) и Ботанические сады, практически не используемые ныне Церковью в миссионерских и апологетических целях.

Выступающими были, в частности, намечены методические основы преподавания всего комплекса естественнонаучных дисциплин на основе православного мiровоззрения. Эти основы призваны помочь формированию психологической и педагогической базы для преподавания естественнонаучных дисциплин в школе и ВУЗе.

В ходе работы Секции проявилась полезность развития диалога между Церковью и научной общественностью, даже если пока еще не во всех вопросах имеет место взаимопонимание. Как отмечалось в докладе игумена Феофана (Крюкова), посвященного наследию свт. Феофана Затворника, последний учил, что «наука – дело душевное, а вера – духовное» и «надо душевное одуховить, внести в науку православные начала». Диалог с каждым годом будет способствовать взаимопониманию и сближению позиций людей науки и веры. Это можно рассматривать как важнейшее миссионерское служение Церкви среди ученых, преподавателей и студенчества.

Сопредседатели секции

«Православное осмысление творения мiра»:

архиепископ Тобольский и Тюменский ДИМИТРИЙ,

архиепископ Орехово-Зуевский АЛЕКСИЙ,

викарий Московской епархии,

зав. кафедрой Теологии МИИТа

Руководитель

священник Константин Буфеев,

академик Международной Академии Наук (МАН),

руководитель Миссионерско-Просветительского

центра «ШЕСТОДНЕВЪ»

Загрузить Сборник докладов  (PDF-2,79 Мб):/users/79/1100779/editor_files/file/PravOsm003.pdf


Назад к списку